Интерфейс Системы 1С:Аспект

Интерфейс системы сделан максимально доступным. Многооконный интерфейс позволяет экономить рабочее время и сосредоточиться на товарообороте. Всплывающие подсказки и контекстная помощь помогут в работе. Стандартный интерфейс программного комплекса 1С:Предприятие дает возможность тем, кто уже работал с программами 1С, быстро освоить программу.

Все документы в 1C:Аспекте имеют стандартизованный вид. Конечно, в каждом документе имеется своя специфика, однако общие правила заполнения и структура одинаковы для всех документов.

В заголовке карточки документа указаны его название и номер, например Счет № 1. Если документ оформляется первый раз, то вместо номера пишется его статус "Новый". Статус документа наглядно представлен иконкой в левом верхнем углу карточки.

Документ имеет две части: шапку и товарный состав. Шапка документа содержит все необходимые реквизиты документа. Кроме того, в шапке документа определяются правила заполнения товарного состава.

Поскольку информация, которой заполняется шапка документа, достаточно многообразна, она распределена по слоям (страницам) документа, представленным в виде закладок. Вся информация, которая находится в закладках, отображается в основном слое документа в виде наименования закладки и краткого текста. Обычно в документе присутствует четыре закладки:

  • Основная
  • Контрагент
  • Предприятие
  • Порядок оплаты

Закладка "Основная" (просмотреть)

В этой закладке задаются основные реквизиты документа:

  • № документа – Для всех документов заполнение номера обязательно.
  • от – поле ввода типа дата, предназначенное для задания Даты документа. Начальное заполнение производится текущей датой. Для всех документов заполнение является обязательным.
  • Действителен до - поле ввода типа "дата" предназначено для отображения Контрольной даты документа. Контрольная дата рассчитывается как Дата документа плюс Срок кредита для выбранного в документе контрагента, причем из расчета исключаются все выходные и праздничные дни. Если контрагент не выбран или срок кредита для него не установлен, то срок кредита берется из настроек по умолчанию. При последующем выборе контрагента в документе Контрольная дата документа автоматически пересчитывается. Используется для отбора документов в отчете "Реестр документов" (фильтр "Контрольный срок").
  • Реализация – Данный флажок присутствует в документах товародвижения и финансовых документах. Его включение означает, что документ участвует в операциях приема или отпуска на реализацию. Программа позволяет в любой момент изменить данный признак (например, превратить накладную отпуска на реализацию в накладную на отпуск), при этом она корректно пересчитает все данные.
  • Бартер – Данный флажок присутствует в документах товародвижения. Его включение означает, что товары по документу поступили (отгружены) в качестве оплаты за отгруженные (полученные) товары по бартеру.
  • Возврат – Данный переключатель присутствует в финансовых документах. Его включение означает, что по документу оформляется возврат денег.
  • Аналитика – аналитический признак документа. Заполняется из справочника аналитических признаков. Присвоение аналитического признака позволяет разделить документы на несколько потоков (например, для учета документов, не проходящих по бухгалтерии), получить более подробный анализ в отчетах.
  • Проект – название проекта, к которому принадлежит документ. Механизм работы с проектами, реализованный в программе, позволяет любые документы объединять в произвольные проекты (операции, папки).
  • "Основание" – нажав на эту кнопку, можно выбрать документ, на основании которого будет оформлен данный документ. Если документ-основание уже выбран, нажатие кнопки вызывает карточку документа-основания. Справа находится текст, указывающий вид и номер документа-основания. Между кнопкой и текстом – кнопка очистки "Х", предназначенная для очистки реквизита "Основание". У каждого документа может быть не более одного основания.
  • "Счет-фактура" – нажав на эту кнопку, можно выбрать существующий или сформировать новый счет-фактуру по документу. Если он уже выбран или сформирован, нажатие кнопки вызывает карточку счета-фактуры. Справа находится текст, указывающий вид и номер счета-фактуры. Между кнопкой и текстом – кнопка очистки "Х", предназначенная для очистки реквизита.
  • Предприятие – краткое наименование юридического лица собственного предприятия, склада, ФИО сотрудника. Заполнение и изменение данных о собственном предприятии производится в закладке "Предприятие".
  • Контрагент – краткое наименование контрагента, кнопка выбора и Сальдо контрагента. Если контрагент должен нам, то сальдо со знаком минус, если мы должны контрагенту, то сальдо со знаком плюс. Заполнение и изменение данных о контрагенте производится в закладке "Контрагент".
  • Порядок оплаты – информация об установленном порядке оплаты по документу: порядок заполнения цен (с налогами или без налогов), валюта документа, курс документа, прайс-лист, из которого берутся цены. Заполнение и изменение данных об установленном порядке оплаты производится в закладке "Порядок оплаты".
  • "Подбор по прайсу" – кнопка заполнения товарного состава документа из прайс-листа.
  • "Подбор по каталогу" – кнопка заполнения товарного состава документа из справочника товаров.
  • "Изменить" – кнопка изменения (переоценки) товарного состава документа.
  • "Заполнить" – с помощью этой кнопки можно заново заполнить товарный состав в соответствии с текущими значениями реквизитов документа. Например, после смены контрагента в документе. Алгоритм заполнения тот же, что при автоматическом заполнении товарного состава документа.

Итоговые суммы:

  • Сумма – общая сумма всех товарных позиций документа, всегда указывается с налогами.
  • НДС – общая сумма НДС по всем товарным позициям, указанным в документе.
  • Примечание – текстовое поле для заполнения отдельных замечаний по документу.
  • "Печать" – кнопка формирования печатной формы документа.
  • "Документы" – кнопка вызова журнала подчиненных документов.
  • "Сохранить" – кнопка сохранения документа (записи в информационную базу) без выхода из карточки документа.
  • "Провести" – кнопка сохранения и проведения документа без выхода из карточки документа.
  • "Выход" – кнопка выхода из карточки документа.

Закладка "Контрагент" (просмотреть)

  • Контрагент – та же группа элементов, что в закладке "Основная", плюс срок кредита и лимит кредита контрагента. Сальдо контрагента рассчитывается по документам, выписанным на данного контрагента, срок и лимит кредита задается в карточке контрагента. В документах, имеющих данный реквизит, контрагент обязательно должен быть выбран.
  • Полное наименование – полное наименование Контрагента (из карточки контрагента в справочнике "Контрагенты").
  • Представитель – поле ввода ФИО представителя контрагента. При выборе контрагента берется из его карточки (если данное поле не заполнено до этого). При необходимости можно изменить ФИО представителя (например, товар пришел забирать другой человек).
  • Документ – поле ввода документа представителя. Особенности заполнения те же, что для поля "Представитель".
  • Юридическое лицо контрагента – Выбирается из справочника юридических лиц. Содержит информацию о юридических и банковских реквизитах фирмы контрагента. При смене контрагента автоматически заменяется на юридические реквизиты нового контрагента. При необходимости (например, когда документ оформляется на другое юридическое лицо контрагента, или оплата через третью фирму) можно изменить юридическое лицо контрагента, заполненное по умолчанию.

Закладка "Предприятие" (просмотреть)

С помощью этой закладки задается информация о собственном предприятии (фирме) в документе. Учет в программе ведется для фирмы в целом, но фирма может иметь множество юридических реквизитов, которые используются при оформлении документов.

  • Юридическое лицо предприятия – выбирается из справочника юридических лиц. В текстовом поле выводятся данные об ИНН и банковских реквизитах юридического лица предприятия.
  • Склад – склад предприятия, выбирается из справочника складов. Определяет склад, на который принимается или с которого отгружается товар. В счетах на оплату указание склада позволит зарезервировать товар на конкретном складе.
  • Сотрудник – сотрудник, который отвечает за оформление данного документа, выбирается из справочника сотрудников.

Закладка "Порядок оплаты" (просмотреть)
  • Валюта – валюта документа. Выбирается из справочника валют. В полях ввода справа от кнопки выбора валюты отображается курс валюты по отношению к основной валюте системы. Начальное заполнение – курс на дату документа. Курс, установленный в документе будет учитываться при формировании отчетов. Кнопкой "Курс" можно восстановить значение курса на дату документа.
  • Прайс-лист – выбирается из соответствующего справочника. Из выбранного прайс-листа будут заполняться цены в товарном составе документа. При выборе контрагента устанавливается прайс-лист контрагента по умолчанию. Если контрагент в документе не выбран, устанавливается прайс-лист из настроек по умолчанию. Если и в настройках по умолчанию прайс-лист не установлен, в документе прайс-лист не будет установлен, а для подбора товаров и цен в состав документа берется прайс-лист с текущей датой, или, если такого нет, с датой, ближайшей к текущей (но меньше ее). В любой момент времени можно выбрать другой прайс-лист для заполнения цен в товарном составе документов.
  • Цены с учетом налогов – в зависимости от положения этого переключателя цены в товарном составе документа указываются с налогами или без.
  • Скидка и Наценка – поля ввода скидки и наценки (в %). Их установка имеет смысл только при заполненном товарном составе документа. После ввода Скидки и (или) Наценки автоматически пересчитываются все цены и налоги в товарном составе документа и общая сумма товарного состава и налогов по документу.
Товарный состав документа

Товарный состав (спецификация) заполняется в табличной части документа тремя способами:

  • построчным вводом товаров в документ,
  • способом множественного подбора товаров непосредственно из Справочника товаров (кнопка "Подбор по каталогу"),
  • способом множественного подбора из справочника Прайс-лист (кнопка "Подбор по прайсу").

Кроме того, во многих случаях он заполняется автоматически на основании спецификаций других документов (см. ниже).

  • Подбор по каталогу - В открывшемся окне справочника товаров можно выбирать и вносить в документ произвольное число видов товаров (двойным щелчком мыши на выбранном товаре или по клавише Enter). Все выбранные товары записываются в спецификацию документа в базовой единице измерения для каждого товара, но цены при этом не заполняются (так как они хранятся в прайс-листе). При множественном подборе товар всегда заносится с количеством 1, кроме того, происходит автоматический контроль занесения одинаковых товаров: при выборе одного и того же товара в спецификацию документа его количество автоматически увеличивается на 1.
  • Подбор по прайс-листу. При подборе из прайс-листа список товаров формируется из прайс-листа, назначенного в документе. Если такого прайс-листа нет, то формируется список товаров из прайс-листа, установленного в настройках по умолчанию. Из списка товаров прайс-листа можно выбирать и вносить в документ произвольное число видов товаров (двойным щелчком мыши на выбранном товаре или по клавише ENTER). Все выбранные товары записываются в спецификацию документа в базовой единице измерения для каждого товара, по цене, установленной в прайс-листе. Прайс-лист может быть сформирован в любой валюте. Если валюта документа совпадает с валютой прайс-листа, то цены из прайс-листа переносятся в спецификацию документа так, как они записаны в прайс-листе, если валюта документа не совпадает с валютой прайс-листа, то цены пересчитываются по курсу, указанному в документе.
Изменение (переоценка) товарного состава в документе (просмотреть)

При нажатии кнопки "Изменить" содержание закладки "Основная" заменяется элементами комплексного изменения (переоценки) товарного состава документа.

С помощью фильтра можно отобрать для изменения цен или количества конкретный товар или группу товаров, или товары, имеющие определенный аналитический признак.

Цену товаров можно изменять на заданную сумму или на определенный процент, а также выполнять разнесение произвольной суммы по сумме позиции (каждая цена изменяется пропорционально ранее установленной цене товара) или по количеству (цена изменится на одинаковую величину для каждой единицы товара).

Количество товара можно изменить на заданное количество основных единиц, упаковок или минимальных товарных остатков.

Отдельно нужно отметить элемент "Добавить в прайс-лист", переносящий товары из состава документа в выбранный прайс-лист.